Пятница, 16 ноября 2018 года Астрахань — новости, погода, объявления, рейтинг, каталог ресурсов, история, работа, анекдоты, гороскопы и мн.др       
Астрахань.Ru — региональный интернет-портал  
 
      Здравствуйте, Гость.  Зарегистрироваться.
Логин: Пароль:    
   Погода в Астрахани
0
Астрахань
16 Ноября 2018


Ночь, Пт : +4 ... +6 переменная облачность
Утро, Пт : +5 ... +7 переменная облачность
День, Пт : +7 ... +9 переменная облачность
Вечер, Пт : +5 ... +7 облачно, небольшой дождь

Подробный прогноз

   Курсы валют

Центр. банк РФ

   
Доллар 62.97 62.78 -0.1921
Евро 73.34 73.2 -0.1421

Курсы валют в банках Астрахани

   Отправка SMS

Сообщение:


   Работа в Астрахани

Поиск резюме (14367)
Поиск вакансии (56454)
Разместить резюме
Разместить вакансию

   Партнеры

ООО НТС "Реал" предоставляет хороший Интернет в Астрахани.
Оператор связи
«ТЕЛПЛЮС»
credit.astrakhan.ru

   Наша кнопка

Региональный интернет-портал Астрахань.Ru

Как установить?

   Новости
Астрахань.Ру запустил новую версию новостного портала по адресу: http://news.astr.ru/
Новая версия содержит НАМНОГО больше новостей, фото и видеоматериалов, чем текущая, поэтому советуем изменить закладки на news.astr.ru.
 18.01  16:00
Новости Астрахани /
НАМ ДОРОГИ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ!



К 60-летию Великой Победы

Всякая великая историческая дата, тем более такая, как приближающееся 60-летие нашей Победы в небывалой схватке с фашизмом – неплохой повод для размышлений о пережитом, о перенесенных народом, страной страданиях. Какая чудовищная сила была остановлена! И страна выдержала это тяжелейшее испытание. И победила! Вот-вот исполнится 60 лет с того дня, как над поверженным рейхстагом взвилось Знамя Победы. Велик подвиг советского солдата-победителя, священна память о павших в боях за Родину.

Без прошлого – нет будущего. А боевое прошлое смотрит на нас постаментов скромных воинских памятников, бьется трепетным, священным огнем над могилами неизвестных солдат, с пьедесталов на площадях и перекрестках дорог, с замершими на них танками, орудиями, самолетами, на которых сражались бесстрашные солдаты Родины.

В Ахтубинске вы часто можете встретить человека среднего роста, плотного сложения, с военной выправкой. Это участник Великой Отечественной войны, ветеран нашего института, полковник в отставке Грехов Александр Иванович. Я попросил поделиться его воспоминаниями о пережитом, о той, уже далекой от нас, страшной войне.
***

И вот я у Александра Ивановича, сидя в его уютной квартире большого 9-этажного дома, что по улице Сталинградской, слушаю его рассказ, который он начал с ответа на мой вопрос, как он попал на фронт:
- 19 июня 1941 года я получил аттестат о среднем образовании, закончив 10 классов средней школы в с. Галкино Галкинского района Курганской области, а через несколько дней – 22 июня началась война. Было мне в ту пору 19 лет.
Надо сказать, что в те годы мы жили в тревожной обстановке: события на о. Хасан (1938г.), Халкин-Гол (1939г.), Финская компания (1939-1940г.г.). А с нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война.
Нас, молодых ребят, после окончания средней школы, как правило, направляли в военные училища. Уже 22 июля я был направлен на учебу в 15 Военную авиашколу пилотов (ВАШП), что в Ижевске, и пройдя медкомиссию, в числе 500 ребят был зачислен курсантом школы. В ноябре начал самостоятельные полеты на самолете У-2 (По-2), надежном, легком и послушном в управлении. Скорость полета едва-то достигала 100-150 километров в час, но до сих пор в памяти первый самостоятельный вылет. Сколько он принес радости! Мое воображение потрясло и небо, и земля, которая совсем другая сверху, из кабины.

Какое это было удовольствие – подставить встречному летящему потоку голову, словно одуревшую от трепетного восторга, и всем, кто там, внизу, крикнуть: «Ле-чу-у! Сам ле-чу-у!» Какой восторг охватил меня в те минуты полета! Мне, простому сельскому пареньку, доверили штурвал самолета…

По программе дальнейшей учебы в школе оставалось освоить полеты строем и полеты по курсу. Но внезапно нашу школу закрывают, как закрывают и другие подобного рода школы. Оказалось, что в это время был переизбыток летного состава, а самолетов катастрофически не хватало, как не хватало и технического состава.

В январе 1942-го нас, весь состав школы переводят в Троицкую военную авиашколу механиков по вооружению, что в Челябинской области. Учеба в школе продолжалась по март 1943 года, после окончания которой я был направлен на Карельский фронт механиком по вооружению 435-го истребительного авиаполка 260-ой смешанной авиадивизии, входившей в состав 7-ой Воздушной Армии генерала Соколова И.М. Карельский фронт. В течение трех лет в суровых условиях Заполярья сражался фронт, защищая от врага районы Крайнего Севера, Кировскую железную дорогу, сдерживая натиск немецко-фашистской армии «Норвегия» (с января 1942 года – «Лапландия»), в составе которой воевали и финские части.

Наш истребительный авиаполк на то время имел на вооружении самолеты И-153 «Чайка» конструкции Н. Поликарпова, и поступившие по ленд-линзу английские «Харрикейны». Другой полк воевал на американских «Киттихауках». Два штурмовых авиаполка дивизии были вооружены самолетами Ил-2, на которых мне вскоре пришлось воевать. Бронированный штурмовик Ил-2, предназначавшийся для непосредственной поддержки войск на поле боя, имел мощное по тому времени стрелково-пушечное вооружение, нес значительную бомбовую нагрузку, восемь установок реактивных снарядов РС-132. По боевой мощи этому «летающему танку» не было в то время равных в мире. Достаточно сказать, что за годы войны нашими заводами было построено более 36 тысяч машин этого типа.

Опыт первого года войны показал, что одноместные штурмовики несли большие потери от атак вражеских истребителей с задней полусферы. В наших войсковых мастерских самолеты Ил-2 оборудовали задними кабинами с подвесными сиденьями для воздушных стрелков. Установили довольно мощный отечественный пулемет УБ-127 «Березка» калибра 12,7 мм, скорострельностью 1000 выстрелов в минуту, и потери штурмовиков от атак вражеских истребителей резко снизились. Поначалу, ввиду острой нехватки воздушных стрелков в кабины посадили нас – механиков по вооружению из истребительных авиаполков. Так я оказался в соседнем штурмовом авиаполку воздушным стрелком на Ил-2 командира эскадрильи. Память и по сей день хранит во всех подробностях те боевые вылеты на штурмовку позиций противника…

… Взлетели. Линию фронта, как всегда узнавали по вспышкам взрывавшихся на земле снарядов и пулеметным трассам. В небе были видны «шапки» разрывов зенитных снарядов. Пошли зигзагами между сопок, обходя опорные пункты противника. Вот излучина маленькой речушки, за ней лес…

Самолеты пронеслись над верхушками огромных сосен и по команде ведущего обрушили на позиции противника груз бомб. Штурмовка началась, а на малой высоте эффективность боевого применения была исключительно высокой. … «Илы» делают заход за заходом. В наушниках – гул моторов, стрекот наших пушек и пулеметов, пуск РС-ов, свист, лязг, скрежет… Вот к нам потянулись хищные трассы «эрликонов», разрывы снарядов белыми шапками украсили небо. При выходе из пикирования, когда штурмовик задирает нос, вступаем в «работу» мы – воздушные стрелки, поливая из пулеметов скопления машин и живой силы противника, не забывая однако приказа командира оставлять запас патронов на случай встречи с вражескими истребителями. После нас – груды разбитой техники и сотни трупов фашистов. На наших «Илах» крылья и фюзеляжи зияют многочисленными пробоинами.

В боевых вылетах теряли мы самолеты, теряли боевых товарищей. В одном из вылетов я был легко ранен в руку.
Были и «фронтовые» 100 грамм после боевых вылетов, как правило, за завтраком на следующий день. Некоторые бывалые фронтовики предпочитали из этих 100 граммов делать 200, но через раз, чередуя это «действо» друг с другом.
Мне довелось принять символическое посвящение во фронтовики, после боевого вылета, из такого вот граненого стакана. Выпил, как следует закусил. Но все равно полдня ходил с непривычки, как в тумане, но гордый, что я стал настоящим фронтовиком…

От себя хочу добавить, что за боевые вылеты на Ил-2 на штурмовку вражеских позиций Александр Иванович был награжден медалью «За отвагу». В конце 1943 года личный состав 435-го истребительного авиаполка переучивается на ЛАГГ-3 и получает 50 новых истребителей. Этот самолет отличался очень «чистыми» формами. Благодаря этому, а также тщательной полировке поверхностей, его скорость у земли превышала 500 километров в час, на высоте 5 тысяч метров – 600 километров в час.

Красная Армия в это время уже не испытывала недостатка в боевой технике, вооружении, боеприпасах и решительно ломая сопротивление вражеских войск, гнала на запад остатки разбитых фашистских частей и соединений.

А Александр Иванович продолжает свой рассказ:
- В течение 1944 года наш полк активно участвовал в боевых действиях, поддерживая наступление наших войск в Выборско-Петразоводской операции с целью разгрома финской армии на Карельском и Онежско-Ладожском перешейке, и вывода Финляндии из войны на стороне фашистской Германии. После этой, успешно проведенной операции, наш полк участвовал в Петсамо- Киркинесской операции, по полному изгнанию немецко-фашистских войск из советского Заполярья. Здесь в условиях труднопроходимой горно-лесистой и болотистой местности, противник создал прочную, хорошо оборудованную в инженерном отношении оборону, пытаясь, во что бы то ни стало, удержать занимаемые позиции.
Разгорелись ожесточенные бои, как на земле, так и в воздухе. Летчики полка возвращались на свой аэродром после боев израненными, обгоревшими, пропахшие пороховым дымом, но гордыми и непобежденными, чтобы после короткой передышки снова подняться в небо.

Техники встречали искалеченные в бою самолеты, опаленных огнем друзей. Они всячески старались охранять покой летчиков на земле, готовя машины к полетам. Летчики, в свою очередь, тоже не шнушались никакой работы, охотно помогали техникам и оружейникам. Эта взаимная выручка скрепляла коллектив узами дружбы и товарищества. Самоотверженный и напряженный труд техников, мотористов, оружейников, казалось делали невозможное и разбитые машины вновь возвращались в строй и участвовали в боях. Так летчики только моего звена сбили в воздушных боях 8 самолетов противника. А работать нашему полку, обеспечивая боевые операции Карельского фронта, приходилось, базируясь на аэродромах Лоухи, Беломорска, Сегежа, Лазейное Поле, Олонец, Гирвас, Суоярви, Белое море, Кандалакша, Мурманск…

В декабре 1944 года Карельский фронт, успешно выполнив все стоящие перед ним задачи, был расформирован. Наш 435 ИАП был передислоцирован в местечко Выползово, под Бологое, а меня в составе команды техников и летчиков направили в г. Арзамас для получения самолетов Ла-7.

В конце февраля 1945 года получили 56 самолетов, изготовленных на авиазаводе в г. Горьком, которые летчики должны были перегнать в полк. Впереди были боевые действия на западных фронтах и мысленно мы уже видели себя в поверженном Берлине. Но, как иногда бывает в жизни, не все складывается так, как думается. 9 Мая 1945 года мы встретили … за восстановлением полученных самолетов, сильно пострадавших при перелете с заводского аэродрома… А произошло это так.

Перелет вся группа Ла-7-ых, во главе с лидером Ту-2 начала при ясной погоде, но на середине маршрута всю эту армаду самолетов встретила сплошная облачность и сильный снежный заряд, вызвавший полную потерю ориентировки. Летчики стали снижаться, и увидев очертания заснеженной Волги, стали производить посадку на лед, не выпуская шасси. Полк вышел из строя. Как нам стало известно впоследствии, командование полка, организаторы перелета, особенно метеослужба, крепко пострадали. Только в июле 1945 года матчасть была восстановлена. Так для нашего полка закончилась Великая Отечественная война, от окончания которой нас отделяет уже столько лет.

- О чем хотелось бы сказать в преддверии 60-летия нашей Великой Победы? – на некоторое время задумался Александр Иванович, повторяя мой вопрос. – Я отношусь к тому поколению людей, 1922-1924 годов рождения, из которых, как утверждает статистика, из каждых 500 ушедших на фронт, вернулся один.

Выросли новые поколения людей, но не должна забыться память о тех 1418 суровых днях и ночах. Тяжело было в годы войны слышать и видеть самому сожженные дотла деревни, трупы стариков, женщин, детей. Нас жгла тогда такая ненависть к фашистскому зверью! Каждый из нас твердо знал, за что идет умирать. И рождалась неистребимая жажда победы над ненавистным врагом, помогавшая нам выжить.

И 9 Мая 1945 года пришла наконец долгожданная весть о Победе, нашей Победе! До сих пор, как сейчас, свежи в памяти те события в ночь на 9 мая 1945-го. Из дивизии в наш полк поступило сообщение: «Фашистская Германия капитулировала! Кончилась война! Считать сегодняшний день, 9 Мая, Днем Победы!»

И…наши нервы не выдержали. Что тут началось! Импровизированный салют из всех видов личного оружия – автоматов и пистолетов… Раздались звуки запускаемых двигателей и пушечные выстрелы с наших Ла-7-ых. Двигатели запускали для того, чтобы можно было стрелять из пушек, выстрелы которых были синхронизированы с вращением лопастей винтов.
Стрельба все нарастала… Поздравления, слезы радости, объятия с боевыми друзьями. Нам вместе приходилось делить горечь утрат, теперь мы вместе радовались наступившему светлому празднику, нашей долгожданной Победе…
А вскоре, 24 июня 1945 года, мы с большим волненьем слушали репортаж с Красной площади Москвы о Параде Победы, который первыми открыли воины Карельского фронта – самого северного фронта Великой Отечественной войны. Впереди парадной колонны фронта шел наш командующий – маршал Советского Союза Марецков К.А. В парадной колонне – сводный батальон летчиков, тех, кто в полярную мглу, пургу, морозы и туманы Заполярья водили свои боевые самолеты на бомбежку ненавистного врага… В заключение Парада Победы более двухсот солдат-победителей бросили к подножию Мавзолея знамена и стяги разбитых фашистских армий и соединений.

Мы были счастливы!
Я видел, с каким волнением Александр Иванович, рассказывая о событиях той поры, показывал мне многочисленные документы фронтовых лет, фотографии, награды. А их немало. Благодарности от Верховного Главнокомандующего, от командиров и начальников различных степеней, ордена «Отечественной войны I степени» и «Красной Звезды», медали «За отвагу», «За боевые заслуги», которыми был награжден Александр Иванович за свою многолетнюю службу.

- Что я думаю о сегодняшнем дне? – снова ненадолго задумался Александр Иванович. – Конечно, обидно сознавать, что развалена наша Родина – великий советский Союз, который мы с таким трудом и жертвами отстояли в Великой Отечественной войне. Перестройка, начатая нашими некомпетентными политиками, привела к полному развалу экономики. На наших глазах совершали ошибки люди тщеславные, недалекие, дерущиеся за высшую власть. Шел постыдный торг, в котором не было места заботам о стране, о народе.

Результатом «кипучей прихватизации» стало появление на одном полюсе жизни сотен и сотен миллионеров (и миллиардеров), да еще в такие исторически короткие сроки, которые изумили весь цивилизованный мир, на другом – в конец обнищавший народ. Здесь мы действительно оказались впереди планеты всей. Недавно даже глава государства открыто сказал, что главной задачей в России теперь является борьба с бедностью народа. Да что я вам все это говорю! Вы и сами все это видите!

А тогда, в 45-ом, мы победили, прежде всего, потому, что все были вместе. Героем Великой Отечественной войны был весь советский народ: русские и казахи, татары и грузины, … сыны и дочери всех больших и малых народов СССР. А сейчас из коммунистов, видимо выполняя чей-то заказ, сделали пугало для народа. А тогда, в то неимоверно суровое для нашей Родины время, как на фронте, так и в тылу, часто звучали слова: Коммунисты, вперед! И коммунисты на фронте первыми поднимались в атаку, на смерть стояли в обороне. Недаром Гитлер, зная это, требовал от командного состава верхмата освободиться от колебаний и уничтожать, прежде всего «большевистских комиссаров и коммунистическую интеллигенцию». Более трех миллионов коммунистов положили свои жизни на алтарь нашей Великой Победы. В августе 1944 года, в местечке Суояриви как помню, я написал заявление в партию и вскоре парткомиссией 260-ой смешанной авиационной Свирской дивизии Карельского фронта был принят кандидатом в члены ВКП (б). В победном 45-м в Мурмашах, что в 12 километрах от Мурманска, я стал членом коммунистической партии. - Как сложилась моя послевоенная жизнь? – задумчиво переспросил меня Александр Иванович.

- Служба в истребительном авиаполку в Западной Белоруссии, в г. Лида, затем в Пружанах, что под Брестом.
В 1947 году сыграли скромную свадьбу в моем родном селе Галкино с Августой Ивановной – своей единственной на всю жизнь любовью, с которой знакомы были еще с февраля 1945 года.

В 1950 году поступил в рижское высшее военное инженерное авиационное училище имени К.Е. Ворошилова, после окончания которого – служба в различных управлениях войсковой части 15650, где прошел все должности от помощника ведущего инженера до начальника отделения, занимаясь испытаниями и научными исследованиями систем неуправляемого ракетного вооружения в направлении повышения их эффективности, надежности и безопасности применения.
В 1975 году защитил диссертацию по вопросам обоснования рациональных схем пуска неуправляемых авиационных ракет с истребителей и истребителей-бомбардировщиков, и мне была присуждена ученая степень кандидата технических наук.
Закончил я службу в институте в 1977 году в звании полковника. Продолжил работу в НИИАС на должностях научного сотрудника, начальника сектора, заместителя начальника лаборатории.

С 1990 года на заслуженном отдыхе, занимался дачей, рисую маслом картины, неоднократно участвовал в выставках своих картин. В 1997 году в кругу родных и близких скромно отметили золотой юбилей нашей совместной жизни с Августой Ивановной, проработавшей до самой пенсии в нашем авиационном госпитале. Имеем дочь, муж которой тоже служил в нашем институте, двух внучек. Подрастают два правнука…

… Александр Иванович показывает мне свои живописные работы, а их у него больше двадцати. Преимущественно это картины природы – пейзажи, выполненные с большим искусством и любовью. Захватывает воображение зоркость видения, образность, с которыми художник передает все оттенки нашего родного края. Вот, повинуясь желанию художника, мы любуемся яркими красками золотой осени, вот мы будто вдыхаем морозный воздух зимы, а вот здесь так и ощущается порыв прохладного ветерка, подувшего вдруг жарким летом с просторов Волги. Честно говоря, у меня иногда мелькала мысль, когда все это успевает сделать Александр Иванович. Видел я и этюды зарисовок и заготовки для полотен будущих картин. Таков он, Александр Иванович, наш современник, живой, неунывающий человек, прошедший через горнило тяжелейших испытаний Великой Отечественной войны, не потерявший интерес к жизни, остро переживающий все происходящее вокруг. - День Победы – великий, самый дорогой для меня праздник, - говорит в заключение нашей встречи Александр Иванович. – Пользуясь случаем, хочу поздравить всех ахтубинцев с приближающимся 60-летием Победы советского народа над фашистской Германией.
* * *

Великая Отечественная война показала, какие, никем не востребованные до крайнего случая силы, дремлющие испокон веков где-то в глубине России, в глубине народного сознания, вдруг пробуждаются в тот решительный момент, когда на карту поставлено все и отступать дальше просто некуда.
Люди всех поколений должны знать и не забывать, что более полувека назад был совершен бессмертный подвиг. Подвиг военный и гражданский, в котором в полной мере воплотилась сила духа советского человека, патриотизм великого народа и его несгибаемая воля к Победе.


Ермаков В.М.
полковник в запасе

Источник: Ахтубинск.ру
Источник: Ахтубинск.ру Комментарии (0)

 ← Вернуться назад


   Календарь

<< Ноябрь 2018 >>
пн вт ср чт пт сб вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

   Новости Астрахани
Все новости (новая версия)

Все новости (старая версия)
   Праздники сегодня
Всероссийский день проектировщика
День работников радио, телевидения и связи Украины
Международный день терпимости
Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных аварий
День работников сельского хозяйства Украины
День географических информационных систем (День ГИС)
Всемирный день борьбы против хронической обструктивной болезни легких
Все праздники месяца
Все праздники

   Реклама

© 1998—2018, Астрахань.Ru
Дизайн, программирование, поддержка, хостинг: «Vesmus»
Оператор связи: ООО НТС «Реал»
Информация о проекте, реклама на портале
Rambler's Top 100